Главная » Южная Америка » Общая информация » Индейские племена Амазонки

Индейские племена Амазонки

ребенок из племени индейцев каяпо

Тропические леса Амазонки – уникальнейший во всех отношениях край, с неизведанными районами, полными загадочных существ.

Эти места населяют около пятидесяти различных племён, многие из которых проживают практически в полной изоляции от современной цивилизации.

У них нет письменности, они сохранили самобытный жизненный уклад предков и добывают пищу за счет рыбалки и охоты.

Эти дикие индейские племена в джунглях Амазонки отличаются друг от друга не только внешне, они говорят на разных языках, у каждого племени своя культура, обряды, одежда и причёски.

Племя бора

Одним из самых известных коренных народов перуанской, колумбийской и бразильской Амазонии является племя бора.

Проживают они между реками Путумайо и Напо и говорят на языке витотан.

В последнее время племя, состоящее почти из 2000 человек, ведёт оседлый образ жизни, компактно проживая в лесных поселениях Амазонии.

И хотя они вполне осведомлены о современных благах, всё же избегают контактов, продолжая придерживаться самобытного уклада.

Как и их предки, они занимаются земледелием, охотой и рыбалкой, благо у них есть неиссякаемый источник – богатейшая фауна тропических лесов и самой реки Амазонки.

Собираясь на охоту, чтобы она была удачной, индейцы племени бора обязательно делают лесному духу подношение в виде еды или табака.
группа индейцев племени бора
Но традиционное оружие – трубку с отравленными стрелами – они уже практически не используют, перейдя на вполне современные ружья.

Племя бора традиционно знаменито в здешних местах своими шаманами, которым известен секрет приготовления галлюциногенного зелья из особого вида лианы.

Вообще это племя обладает обширными знаниями в области целебных трав амазонских лесов.

Отвар из лиан принимают те, кто хочет получить ответ на волнующие его вопросы.

В окружении всего племени, распевающего древние песни, под барабанные ритмы и ритуальные танцы желающий выпивает заранее приготовленный отвар и входит в контакт с духами и обретает единение с природой.

Подвесной барабан – мангуаре – считается священным у народа бора.

Специальными колотушками с крупными головками туземцы бьют по мангуаре и выводят различные ритмы – на каждый случай жизни своя мелодия.

Говорят, звуки барабана слышны на расстоянии двадцати километров.

Мангуаре берегут как зеницу ока, передавая из поколения в поколение: чем древнее инструмент, тем выше его ценность.

При пожаре первым делом спасают именно его.

рассвет на реке Амазонка

Где находится исток реки Амазонка и что интересного могут найти туристы в Перуанских Андах

Необычные и завораживающе красивые обитатели бассейна реки Амазонка ТУТ

Поселение бора обычно выстраивается вокруг центрального общинного дома, покрытого пальмовыми ветвями и листьями.

Спят они в гамаках, в отличие от большинства других местных племён.

На лесной тропинке, на окраине поселения, установлены на козлах два бревна, по которым туземцы бьют палками, чтобы известить всех о приближающихся гостях.

Любимым украшением бора являются бусы из позвонков анаконды, крупнейшей из современных змей.

К сожалению, бора уже не говорят на своём родном языке, будучи ассимилированы с бразильской культурой.

Но некоторые учёные полагают, что их языком был древний язык витото (Witoto).

Племя бора делится на несколько кланов, каждый из которых является олицетворением какого-либо животного.

Раскрашиваются лица тоже в зависимости от клановой принадлежности.

Браки между членами одного клана запрещены.

Индейцы племени каяпо

Аборигены штата Пара на Рио-Фреско – индейское племя каяпо.

Проживает племя индейцев в восточной части бассейна реки Амазонки (территория Бразилии), на берегу реки Хенгу.

Численность – около трёх тысяч человек.

В легендах каяпо говорится, что в незапамятные времена ими управляли пришельцы с небес.

И, действительно, в ритуалах этого племени до сих пор используются предметы, по своим очертаниям похожие на скафандры космонавтов и летательные аппараты.

Согласно преданиям, их первый вождь прилетел с вихрем и был полностью закутан в подобие кокона.

Сошедший с неба воин прожил с племенем несколько лет, а потом улетел на небо опять.

И хотя сами каяпо ходят полностью обнажёнными и совсем не понимают, для чего нужна одежда, их древний бог представляется одетым в некий комбинезон с головным убором, напоминающим шлем.
мужчина индеец племени каяпо курящий трубку
В различных ритуалах участвует также и божество, сплетённое из пальмовых листьев, одетое в причудливый «скафандр».

Бог-пришелец научил племя земледелию, ловил рыбу и ходил на охоту вместе с другими, хотя сам никогда не ел обычную пищу, которой питались все.

Он женился на одной из девушек племени каяпо, но и его дети тоже отличались от всех местных.

Они были умнее и сильнее других детей.

Он часто уединялся в своей хижине или уходил в одиночку в горы.

А однажды, когда боявшиеся его соплеменники стали прогонять его из деревни, он с шумом и грохотом, сметая всё на своём пути, исчез в ужасающем пламени и дыме.

Каяпо занимаются собирательством, охотой и рыбалкой.

Собранные травы и коренья используются не только в пищу, но и для колдовства и целительства.

Им известны травы, улучшающие мужскую потенцию.

Умеют шаманы каяпо лечить и женское бесплодие.

Знание целебных свойств трав и растений тропических лесов Амазонки ценится здесь очень высоко.

Племя пираху

Около четырёхсот человек из племени пираху, относящегося к муранской группе народностей Амазонии, проживает на берегу реки Мэйхи.

Подобно другим местным племенам, индейцы пираху занимаются охотой, рыбалкой и собирательством, но никогда не делают больших запасов пищи, беря от природы ровно столько, сколько нужно для пропитания.

Говорят они на языке пирахан, который известен своей ограниченностью, отсутствием местоимений и числительных.

Всё, что больше двух, индейцы племени пираху называют «много». В их языке отсутствуют слова, обозначающие цвета и оттенки.

Нельзя сказать, что народ племени пираху обладает низким интеллектом, но всё же у них нет даже календаря или какой-то чётко определённой концепции времени.
группа индейцев племени пираху плывущая по река на лодке
Они считают, что много спать вредно, поэтому уделяют сну совсем немного времени.

У них вообще отсутствует какой-то определённый режим дня.

И хотя они верят в лесных духов, но у них нет каких-либо божеств, обрядов и преданий о сотворении мира.

Сновидения считаются у них продолжением реальной жизни и ко всему, что они видят во сне, относятся как к реально произошедшему событию.

Пираху считают, что каждый человек должен менять своё имя в среднем раз в 6-8 лет в зависимости от изменений в его облике или положении, а также и каких-либо знаменательных событий в его жизни.

Племя синта ларга

Синта ларга – это ещё одно первобытное племя, проживающее на территории современной Бразилии.

Под названием санта ларга, что в переводе означает «широкий пояс», объединено несколько этнических групп общей численностью полторы тысячи человек.

Название племя получило благодаря широким поясам, которые они изготавливают из коры деревьев и носят на поясе.

Но так их назвали бразильцы, однако собственное название группы племен не совсем понятно, так как сами синта ларга утверждают, что они «не дают имён, имена дают другие».

Язык народов синта ларга относится к тупи-гуарани.

Основное занятие этого племени – земледелие, охота и рыболовство.
группа индейцев синта ларга
Перед выходом на охоту они проводят сложные ритуалы, смысл которых заключается в том, что охота символически приравнивается к войне.

Подобно индейцам племени пираху, мужчины здесь меняют имя в течение жизни несколько раз, но одно из имён, которое считается особым, хранят в большом секрете, раскрывают его только самым близким.

Раньше они проживали в каучуковых джунглях, но в середине прошлого века были вытеснены оттуда добытчиками каучука, с которыми они периодически вели войны, поэтому стали фактически вести кочевой образ жизни.

Мужчины племени могут иметь несколько жён.

В деревнях есть два-три дома, в которых проживает сразу несколько семей.

Но каждая семья независима друг от друга и может переселиться при желании.

Сама деревня образуется вокруг одного пользующегося уважением человека – zápiway, что означает «владелец дома».

Этот человек и выбирает место постройки общего жилища, все значимые события в племени, включая и свадебные обряды и празднества, происходят под его непосредственным руководством.

Деревня переезжает на новое место, как только поблизости ухудшаются условия для существования: исчезает дичь, земля становится недостаточно плодородной, взаимоотношения с жителями соседних деревень становятся напряжёнными.

Племя корубо

Индейцы племени корубо проживают на западе реки Амазонки.

Это одно из последних неизученных амазонских племён, вступивших в контакт с цивилизованным миром.

Это племя отличается особой агрессивностью.

Основное занятие корубо, кроме охоты, – набеги на соседние племена, в которых вместе с мужчинами участвуют и женщины, вооружённые отравленными дубинками и дротиками.

Из-за их жестокости многие считают корубо каннибалами.

Название племени происходит от боевых дубинок (бордунас), которые они и используют в своих многочисленных набегах.

Сами они называют себя дслала.

В отличие от других индейских племён, корубо никогда не раскрашивают свои лица и не делают татуировок.
индеец племени корубо
Все мужчины корубо коротко остригают волосы на затылке, оставляя их спереди более длинными.

В здешних местах очень часто рождаются младенцы с волчьей пастью – таких детей корубо сразу же убивают.

Могут убить и подросших детей, если они заболевают заразными болезнями.

Для охоты индейцы корубо используют духовые трубки, предпочитая их другим видам оружия.

В отличие от других индейцев, использующих для охоты традиционные лук и стрелы, или же более современные ружья, патроны для которых весьма проблематично достать в диких джунглях Амазонки.

Скорее всего, из-за дороговизны патронов.

Живут корубо в малоке – традиционных длинных домах, имеющие четыре выхода.

В них могут размещаться почти до сотни человек.

Помещение разделено на несколько комнат загородками из плетённых пальмовых листьев.

В каждой комнате есть приспособления для подвешивания гамаков.

Если у мужчины есть несколько жён, он вешает свой гамак в центре, а его жёны – вокруг него.

Младшие дети спят в своих гамаках ближе к матери, дальше идут старшие дети.

Корубо – одно из последних затерянных и самых диких племен реки Амазонки, обнаруженных цивилизованным миром.
И хотя они тоже знают о существовании другого мира, но предпочитают держаться от него подальше.

На сегодня в джунглях Амазонки осталось всего несколько неизвестных первобытных племён, никогда не контактировавших с современным миром.

Все они представляют огромный интерес для учёных.

Изучая их язык и культуру, быт и обычаи, антропологи и эволюционисты имеют возможность проследить этапы человеческого развития.

Правительство Бразилии создало специальную организацию – Национальный индейский фонд, который занимается вопросами охраны таких самобытных племён, ограждая их от пагубного вмешательства цивилизованного мира.

Видео об индейцах Бора

Понравилась статья?

Подписывайтесь на обновления сайта по RSS, или следите за обновлениями вконтакте, одноклассниках, facebook, google plus или twitter.

Подписка на обновления по e-mail: